Зимой 1971—1972 годов в Новосибирскую область приехала съемочная группа киностудии «Мосфильм» во главе с режиссером Егиазаровым. Задача стояла не из легких: за несколько зимних месяцев отснять полнометражный фильм о Сталинградской битве по роману Юрия Бондарева «Горячий снег».
Фильм, показывает отражение войск генерала Манштейна, движущегося на прорыв окружения группировки Паулюса. Натиску немецких танков противостоят наши артиллеристы, которые, несмотря на малочисленность, бьются насмерть с оккупантами.
Вспоминает Борис Седов, в то время подполковник, который занимался техническим обеспечением съемочного процесса.
«Зима в тот год оказалась на редкость холодной, как и было в реальных событиях зимой 41-42 годов под Сталинградом. Актеры мерзли жутко. Но все же люди выдерживали, а вот аппаратура несколько раз ломалась. Приходилось останавливать съемки на 2—3 дня и самолетом доставлять из Москвы запасные детали.
Во время Великой Отечественной артиллерия малого и среднего калибра была на конной тяге. Запрягали 4—6 лошадей, которые тянули пушки по снегу. Лошади были нужны специально обученные. А при «Мосфильме» был конный батальон. По железной дороге привезли 30 лошадей, сделали для них своеобразные конюшни, которые находились наполовину под землей. Они отапливались, и лошадям было тепло. А вот на улице они очень сильно мерзли. Их укрывали попонами, чтобы хоть немного согреть.
Однажды для съемок понадобились полевые мыши. Где их взять? Пришлось купить в одном из научных институтов 30 белых лабораторных мышек. Их мазали золой и в таком темно-сером виде запускали в окопы».
Финал фильма снимали уже в Подмосковье в конце весны.
В последней сцене героиня актрисы Томары Сидельниковой погибает, и Николай Еременко несет ее на руках. Она в валенках, тулупе, а вокруг уже лето. И вдруг, ей на нос сел комар. Можно было, конечно, сделать другой дубль. Но сцена смерти Тани тяжелая, переснимать не хотелось. Так что пришлось терпеть. Сняли с одного дубля. Так эта сцена в фильм и вошла — с комаром на носу, хотя зрителю это, конечно, не заметно.
Фильм очень правдив. Умели тогда снимать батальные сцены и без применения спецэффектов, а в героизме солдат не чувствовалось наигранного пафоса, присущего некоторым современным фильмам.
Великолепно играет в картине Георгий Жжёнов, своим благородным и мужественным лицом олицетворяющий дух советского воина, несмотря на долгие годы испытаний в концлагерях Гулага, не утративший твёрдости характера и человечности.