Национальный проект «Культура»

Национальный проект «Культура»

О национальных проектах сейчас говорят немало. Для чего они нужны и какие именно улучшения принесут в жизнь?

КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

Главная проблема, которую призван решить нацпроект, — это доступность культуры для людей. Не секрет, что во многих районах и населенных пунктах, особенно удаленных от больших городов, попросту нет центров культурной жизни. А там, где они есть, зачастую устаревшая материальная база — это касается и клубов, и школ искусств, и музеев, и библиотек.

А потребность в интересном досуге, в культурном общении, возможности реализовать себя в творчестве у людей сегодня не ослабевает, а, наоборот, только растет.

Поэтому первая задача нацпроекта — модернизация материальной базы. Для ее решения разработана программа «Культурная среда».

Именно на реконструкцию и ремонт учреждений культуры, оснащение их новым оборудованием направлено 90% федеральных средств всего нацпроекта «Культура».

В приоритете сельские клубы и на ближайшие год-два в рамках реализации нацпроекта «Культура», регионального проекта «Культурная среда» запланирован капитальный ремонт Муниципального бюджетного учреждения культуры «Социально-культурный центр» Апанасенковского муниципального района Ставропольского края и муниципального казенного учреждения культуры «Айгурский сельский дом культуры». Нацпроект дает импульс для более широкой поддержки учреждений.

Культурная среда предполагает создание модельных библиотек — это целые библиоцентры, имеющие не только мультимедийное оборудование и доступ к мировым каталогам электронных библиотек, но и современную «умную» мебель.

ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА

Как и на многие другие сферы жизни, сегодня на культуру огромное влияние оказывает стремительное развитие информационных технологий.

Какую бы отрасль культуры мы ни взяли, везде требуются новые формы — от анонсов мероприятий, информации о кружках и секциях на сайтах и в соцсетях до виртуальных залов и интерактивных экспозиций. Фонды библиотек, архивов, музеев — всё переводится в электронный вид.

Следовательно, вторая задача нацпроекта — внедрение новых информационных технологий.

По программе «Цифровая культура» будут создаваться виртуальные залы. Люди увидят масштабные культурные мероприятия, не выезжая за пределы города.

Новые технологии дают возможность не только других посмотреть, но и себя показать: на портале культура.рф в режиме онлайн транслируются мероприятия, которые проходят в регионах.

В музеях создаются виртуальные экспозиции, развиваются интерактивные форматы, разрабатываются аудиогиды по музеям.

Активно идет оцифровка книг.

Информационный век требует и принципиально новой подачи культурного продукта. Сегодня уже мало, например, просто выдать книгу в библиотеке. Надеяться, что сегодняшний школьник полностью прочтет объемную книжку просто потому, что это русская или даже мировая классика, — по меньшей мере, наивно. Его нужно заинтересовать — деталями, историческим контекстом и т. д. Необходим совершенно иной подход.

ТВОРЧЕСКИЕ ЛЮДИ

Новый подход требует и новые кадры. Отсюда третья задача нацпроекта — привлечение новых молодых сотрудников. Кроме того, каждый желающий может стать культурным волонтером, — здесь нет ограничений ни по возрасту, ни по каким-либо другим критериям.

Добровольцы помогают организовывать и проводить различные мероприятия.

А уже опытные работники культуры в рамках нацпроекта за счет бюджетных средств повышают квалификацию в культурных центрах страны.

Нужна новая модель работника культуры на селе. Это должен быть специалист широкого профиля, а не просто хореограф или фольклорист.

Еще одна актуальная сфера — развитие кинопроката. Здесь важно соотнести социальную направленность проекта с коммерческой составляющей. Нужно активизировать интерес людей к походам в кино.

Добавить комментарий